Проверок меньше и реже. Новые либеральные законы.

Важные три закона, принятые Верховной Радой 3 ноября,  ожидают вступления в силу в ближайшее время.

Проектом Закона «О внесении изменений в Закон Украины« Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности »по либерализации системы государственного надзора» (рег. №2418а) предусмотрено:

  • распространение действия Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), которые ранее были выведены из-под сферы его действия, а именно: на мероприятия контроля, осуществляемые органами государственной фискальной службы, государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации; государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, но с учетом особенностей установленными специальными законами;
Старая редакция Новая редакция
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий: контроля органами государственной фискальной службы; валютного контроля; государственного экспортного контроля; контроля за соблюдением бюджетного законодательства; банковского надзора; государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; государственного надзора за соблюдением требований ядерной безопасности; государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации; при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия; государственного архитектурно-строительного контроля (надзора); государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, государственного экспортного контроля, контроля за соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания, досудебного следствия и правосудия.
  • устранение дублирования полномочий по реализации государственной политики в сфере государственного надзора и контроля между Минэкономразвития и Государственной регуляторной службой, закрепив эти полномочия за ДРС, то есть с жалобами на действия органов государственного надзора (контроля) предприниматели смогут обращаться в Государственную регуляторной службы, в которой как раз и будут полномочия по проверке этих органов;
  • повышение ответственности должностных лиц органов государственного надзора (контроля);
  • создание Интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) с информацией обо всех мероприятиях государственного надзора (контроля), в которой предприниматели будут иметь свободный доступ, что будет способствовать защите от излишнего вмешательства должностных лиц контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования при проведении мероприятий государственного надзора (контроля);
  • размещение на официальных сайтах органов государственного надзора (контроля) нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении мер контроля;
  • установление единого порядка взыскания административно — хозяйственных санкций, применяемых органами государственного надзора (контроля) по фактам выявленных нарушений; санкция, применяемая при первом порушенння, не может быть выше минимальной санкции, установленной соответствующим законом; в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время мероприятия осуществления (контроля), санкции, меры реагирования в отношении предприятия, его должностных лиц не применяются, за исключением случаев повторного выявления такого нарушения;
  • расширение перечня основных принципов государственного надзора (контроля), в том числе закрепление необходимости трактовки в пользу предпринимателя норм законодательства, которые допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования и / или полномочий органа государственного надзора (контроля), а также недопущение установления плановых показателей или любого другого планирования по привлечению субъектов хозяйствования к ответственности;
  • расширение положений по консультативной поддержки субъектов хозяйствования органами государственного надзора (контроля), в том числе освобождение от ответственности субъектов хозяйствования, если они действовали в соответствии с консультации органа государственного надзора (контроля).

Закон, в случае его подписания Президентом, будет действовать со дня, следующего за днем ​​опубликования.

Проектом Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора (контроля)» (рег. № 2531) предусмотрено внести изменения, в частности в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которые четко устанавливают полномочия только Государственной регуляторной службы по составлению протоколов об административных правонарушениях на должностных лиц государственных органов в случае нарушения ими законодательства по вопросам государственного надзора (контроля), лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, в отличие от существующего сейчас состояния, когда эти полномочия отнесены к функциям Минэкономразвития и Государственной регуляторной службы, к тому же не совсем четко разделены.

Проектом Закона Украины «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (рег. № 3153) вводится ограничение (мораторий) на проведение плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в 31 декабря 2017 кроме исключений, установленных статьей 6 законопроекта.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при проведении мероприятий надзора (контроля) органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственной таможенного дела и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти , реализующим государственную политику в сфере государственного финансового контроля и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии, и его территориальными органами, государственной службой Украины по вопросам труда и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины и является уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации, органами государственного архитектурно-строительного контроля и надзора , центральным органом исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, Национальным Советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины.

В то же время, устранена неоднозначность в определение органов, осуществляющих мероприятия государственного надзора (контроля), что было характерно для законов, которыми вводились предыдущие моратории на проведение проверок.

Остается возможность проведения органами государственного надзора (контроля) внеплановых проверок:

  • по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
  • по решению суда;
  • в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Вопрос, распространяется ли мораторий на проверки органов фискальной службы (с годовым объемом более 20 млн. грн.) мы рассмотрим после официальной публикации текста закона.

Добавить комментарий