Налоговое законодательство 2016. Обзор изменений

Ниже приводим анализ основных изменений в налоговом законодательстве, которые произошли с введением в действие Закона Украины №909-VIII от 24.12.2016 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году», который вступил в силу с 1 января 2016 года.

Налоги 2016. Анализ изменений.
1. Упрощенная система. Опять 5 процентов и 5 миллионов.

Единый налог не лишен права на существование в этом году однако для третьей группы (как для юридических так и для физических лиц) ставка повышается на 1%, то есть вновь возвращается на уровень 5%, а максимальный разрешенный объем доходов сокращается до 5 млн. грн. Также примерно вдвое увеличены ставки налога для четвертой группы (сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Никаких изменений в порядке использования РРО не произошло. Однако, напоминаем, что изменениями, внесенными ранее (Законом № 71-VIII от 28.12.2014 внесены поправки в п.296.10 статьи 296 Кодекса) предполагалось, что плательщики единого налога, которые имеют общий (не обязательно наличный) оборот более 1 млн . грн., обязаны теперь применять РРО при приеме наличности. Для третьей группы «единщиков» эта норма вступила в силу с 1.07.15, а для второй — вступает в силу с 1.01.16 (абзац шестой пункта 1 раздела II Закона № 71-VIII от 28.12.2014). Итак, кто задекларировал оборот 2015 больше 1 млн. грн. теперь должен принимать наличные исключительно через кассовый аппарат. То же самое ожидает каждого, кто превысит миллион в середине года — тогда РРО надо пользоваться с начала следующего квартала. Остается открытым вопрос для 2 группы учитывается ли оборот 2015 года по целью определения обязанности использовать РРО в 2016 году или зачислению в 1000000 гривен подлежат только новые доходы, 2016 года. об этом читайте нашу консультацию …

Остальные нормы об упрощенной системе остаются неизменными.

2.  Налоги с заработной платы и дивидендов. ЕСВ снижен до 22%. Налог с доходов теперь 18% однако не удерживается ЕСВ с работников.

2.1. Ставка налога с доходов физических лиц теперь составляет 18% независимо от размера дохода (167.1) кроме пенсий превышающих 3 минимума, для которых ставка сохраняется на уровне 15% (167.4)
2.2. Налог с дивидендов сохранился 5%. Такая же ставка осталась для доходов по отчуждению имущества. Нулевая ставка сохранилась для дарения и наследства родственников первой степени родства.
2.3. Ставка ЕСВ с работодателя теперь составляет 22%. ЕСВ с работников сотрудников вообще не удерживается.
2.4.Минимальная база начисления ЕСВ составляет 1 минимальную заработную плату, даже в случае, когда работник фактически отработал неполный месяц, кроме случаев, когда он работает не по основному месту работы. По крайней мере, так следует из текста.

В случае если база начисления единого взноса не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.
 При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставка единого взноса, установленная настоящей частью, применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.

Последнюю фразу, по нашему мнению, следует понимать так, что правило начисления ЕСВ не менее чем на минимальную зарплату, все же не касается совместителей.
2.5. Максимальная база начисления ЕСВ теперь составляет 25 минимумов, то есть ЕСВ не берется с дохода выше 34450 грн в месяц.
2.6. Военный сбор 1,5% не отменен.
2.7. Размеры налоговой социальной льготы (50% от прожиточного минимума), как и предельный размер дохода для ее применения (1,4 прожиточного минимума с округлением до ближайших 10 гривен) изменений не претерпел. Правда сам размер прожиточного минимума на начало 2016 теперь составляет 1378 грн, соответственно, необлагаемый минимум составляет 689 грн. Именно эта величина будет применена для квалификации преступлений, совершенных в 2016 году, когда такая квалификация зависит от величины необлагаемого минимума. Например, размер налогового уклонения для привлечения к уголовной ответственности по части 1 статьи 212 УК Украины (в крупных размерах, то есть от 1000 до 3000 минимумов) составит 689 — 2 067 тыс. грн.
Иногда можно встретить ошибочные комментарии по этому поводу, где отмечают, что размер налоговой социальной льготы уменьшено вдвое — на самом деле раньше деления величины прожиточного минимума на 2 упоминалось в заключительных положениях Кодекса (абз. 8 пункта 1 раздела XIX), а теперь о 50% отмечено непосредственно в тексте подпункта 169.1.1. статьи 169 Кодекса.
2.8. Упростился порядок уплаты авансовых взносов физических лиц-предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения (177.5.1)
2.9. Годовую декларацию граждане могут не подавать и в случаях, когда получали зарплату у нескольких налоговых агентов (179.2, также исключен 176.1 є) ).

3. Налог на прибыль. Авансовые взносы заменены на квартальную отчетность.

3.1. По налогу на прибыль отменяются авансовые взносы (исключены абзацы четвертый- двенадцатый пункта 57.1 статьи 57). Те, кто раньше платил авансовые взносы, а именно имел годовой доход более 20 млн. грн., переходят на квартальную отчетность. Годовой налоговый (отчетный) период устанавливается для вновь созданных предприятий, производителей сельскохозяйственной продукции и предприятий с годовым доходом, не превышающим 20 млн. грн. (без НДС) за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период (пункт 137.5 статьи 137 Кодекса).
3.2. Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 18%.

4. НДС без существенных изменений. Введены две публичных очереди возмещения.

Порядок обложения НДС не претерпел существенных изменений, хотя многое изменилось в самой системе администрирования налога.

4.1 Штраф на продавца за нерегистрацию налоговой накладной в течение 180 дней теперь увеличен вдвое — раньше было 50% суммы НДС, теперь — 100% (п.120-1.2 ст. 120-1.2). Новый штраф на продавца — за ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной 170 грн., за неисправления ошибок в налоговой накладной после указания (налоговым уведомлением решением) контролирующего органа от 10% до 100% суммы НДС по такой накладной, в зависимости от срока задержки внесения исправлений (15 дней — 10%, 30 дней — 20%, 60 дней — 30%, 90 дней — 40%, 120 дней — 50%, 150 дней — 60%, 180 дней -70%, 181 дней и более — 100 %, п. 120-1.4 статьи 120-1).

4.2 Отменено как основание аннулирования регистрации плательщика НДС ненахождение лица по местонахождению (исключен пункт ж) пункта 184.1 ст. 184), см. также В этом году налоговики не смогут лишить вас статуса плательщика НДС

4.3. Для товаров (услуг) собственного производства база налогообложения не может превышать обычных цен, ранее было записано «не может превышать себестоимости» (поправка в 188.1). О важности этой поправки смотрите тут (консультация на украинском).

4.4. Банкам предоставили возможность продавать предмет залога без НДС, точнее НДС облагается только положительная разница между ценой поставки и ценой приобретения такого имущества (189.15, 197.12).

4.5. В пункт 198.5 статьи 98 добавлена ​​строгая норма:

 В случае если на момент проверки налогоплательщика контролирующим органом в акте выборочной (частичной) инвентаризации, проведенной налогоплательщиком по требованию такого органа, обнаружена недостача приобретенных таким плательщиком товаров (за исключением случая, когда такая нехватка обусловлена ​​уничтожением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, что подтверждается в соответствии с законодательством), для целей раздела V настоящего Кодекса такие товары считаются использованными налогоплательщиком в операциях, не являющимися хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

4.6. Не относятся к налоговому кредиту надлежащим образом зарегистрированные налоговые накладные с суммами НДС, когда операция не облагается НДС, а также с ошибками в налоговых номерах покупателя или продавца (добавлена ​​норма в 198.6). Налоговая накладная, содержащая ошибки в реквизитах, определенных пунктом 201.1 (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар / услугу, входящие в комплект), период, стороны и сумму налоговых обязательств, а также не приводят к занижению / завышению суммы, определенной в пункте 200-1.3 статьи 200-1 настоящего Кодекса, для продавца / покупателя, является основанием для отнесения покупателем сумм налога к налоговому кредиту (добавлена ​​норма в 201.10).

4.7. Убраны критерии для возмещения НДС — обязательно быть зарегистрированным 12 предыдущих месяцев и иметь объемы больше суммы возмещения (исключен пункт 200.5). Больше нет понятия автоматического возмещения НДС, хотя критерии такого возмещения сохранены (200.19) с незначительными изменениями. Для таких плательщиков ведется отдельный реестр. Относительно реестров и их обнародованию текст закона приводим полностью

200.7.1. Центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, формирует и ведет:
 а) Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые соответствуют критериям, определенным пунктом 200.19 настоящей статьи;
 б) Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые не отвечают критериям, определенным пунктом 200.19 этой статьи.
В такие реестры заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения вносятся следующие данные: название налогоплательщика и его индивидуальный налоговый номер, дата подачи заявления на бюджетное возмещение на счет плательщика в банке, представленной в составе
 налоговой декларации или уточняющего расчета (при условии их предоставления) и сумма налога, заявленного к бюджетному возмещению на счет плательщика в банке, указанная в каждом заявлении, поданном в составе налоговой декларации или уточняющего расчета
 (при условии их предоставления), дата согласования контролирующим органом суммы бюджетного возмещения по каждому заявлению, дата заключения, направленного в орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, с указанием суммы, подлежащей бюджетному возмещению, дата и номер налогового уведомления-решения
 и сумма бюджетного возмещения по каждому заявлению с учетом (в случае представления) уточняющего расчета, несогласованная контролирующим органом, дата начала обжалования налогового уведомления-решения и сумма бюджетного возмещения, которое обжалуется, дата окончания обжалования налогового уведомления-решенияи сумма бюджетного возмещения, согласованная по результатам обжалования, дата и сумма возврата бюджетного возмещения на счет плательщика в банке.
 Заявления о возврате сумм бюджетного возмещения автоматически вносятся в соответствующий Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.
 Порядок ведения и форма реестров заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения утверждаются Кабинетом Министров Украины.
 200.7.2. Возвращение согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в каждого соответствующего Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.
 200.7.3. Центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, ежедневно публикует на своем официальном вебсайте реестры заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, указанные в подпункте 200.7.1 пункта 200.7 этой статьи, с указанием данных, приведенных в этом пункте.
 Указанные данные не относятся к информации с ограниченным доступом
5. Акцизный налог на топливо

Всем, кто продает топливо, в том числе масла (14.1.141-1, 215.3.4), необходимо зарегистрироваться плательщиками акцизного налога и выписывать акцизные накладные вроде налоговых накладных.
Реализация полного без регистрации влечет штраф в размере 100% стоимости топлива (п.117.3 ст. 117 Кодекса).
Введены электронные акцизные накладные на топливо, правила работы с которыми аналогичны правилам налоговых накладных. В акцизной накладной указывается: порядковый номер акцизной накладной; дата составления акцизной накладной; полное или сокращенное название юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика акцизного налога, — лица, реализует топливо; код ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) лица, реализующего топливо и получателя топлива; полное или сокращенное название юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налогов, — получателя топлива; код товарной подкатегории УКТ ВЭД описание топлива; объем топлива в литрах, приведенных к t 15 С.

6. Налог на имущество

6.1. Увеличен предельный размер налога на недвижимость с 2% до 3% (266.5.1). При наличии квартиры 300 м.кв. или дома более 500 м.кв. налог увеличивается на 25000 грн в год за каждый такой объект. (266.7.1 г)).
6.2. Туристический сбор остается без изменений.
6.3. Сбор за парковку остается без изменений.
6.4. Транспортным налогом теперь облагаются легковые автомобили возрастом до 5 лет не по объему двигателя (3000 см. куб.), а стоимостью свыше 750 минимальных зарплат (статья 267). Ставка такая же — 25000 грн. за каждый такой автомобиль.

7. Разное

7.1. Отменены налоговые разницы (поправка в статью 46).
7.2. В случае возврата излишне уплаченных денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость, такие средства подлежат возврату исключительно на счет плательщика в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость. (изменения в статью 43 Кодекса).
7.3. Основанием для запроса и последующей внеплановой проверки может быть информация, полученная любым способом, а не «по результатам проверок других налогоплательщиков» (78.1.1).
7.4. Налоговый орган вправе автоматически зачислить сумму переплаты в счет погашения налогового долга по тому же налогу (платежу), переплата по другим налогам и бюджетное возмещение НДС зачисляются в погашение налогового долга по заявлению плательщика (поправка в статью 87).
7.5. Устранена коллизия, из-за которой ОСМД ранее формально не могли считаться неприбыльными организациями (ч. 4 133.4.1)
7.6. Плательщик налога на прибыль уменьшает сумму налога на уплаченный им налог на недвижимость (137.6)
7.7. Теперь не включается в налогооблагаемый доход физического лица сумма, прощенная (аннулированная) кредитором в порядке, предусмотренном законом о реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты) (165.1.59). Казус в том, что этого закона не существует (ветирован Президентом).

Официальный текст Закона 909-VIII (PDF, украинский)

Если вы заметили неполноту или неточность в этом документе просьба написать в комментариях или на почту. Леонид Маслов.
Добавить комментарий